Как получить электронную цифровую подпись

Чтобы придать документам юридическую ценность используется подпись человека. Технологии шагают далеко вперед, и наряду с обычной росписью вручную повсеместно встречается ЭЦП – электронная цифровая подпись.

Получение ЭЦП

Такую роспись можно применять для подписания бумаг онлайн, она бывает квалифицированной и простой. Чтобы использовать ЭЦП, необходимо узнать о способах ее получения, а также о пакете документов, нужных для ее разработки.

Планируете получать электронную цифровую подпись?
ДаНет

Понятие электронной подписи

Согласно законодательству электронная подпись была внедрена для подтверждения достоверности электронного документа. Например, если человек не может вручную подписать бумаги, он может применить свою электронную подпись, которая была официально им получена.

ЭЦП представляет собой набор символов цифрового типа, который подтверждает ценность и неизменное содержимое документа.

Использование электронной подписи становится неотъемлемым стандартом, так как в последнее время весь документооборот проходит не только на бумаге, но и в цифровом виде. Физическим или юридическим лицам нет необходимости лично посещать различные ведомства, чтобы подписать бумагу, достаточно отправить свою ЭЦП в знак подтверждения.

ЭЦП помогает защитить бумаги от подделок, она формируется посредством криптографической защиты информации и идентифицирует владельца с помощью сертификата ключа подписи.

Получить электронно-цифровую подпись можно несколькими способами: через портал Госуслуги, самостоятельно при посещении соответствующих центров. Для физических лиц можно оформить простую, неквалифицированную и квалифицированную ЭЦП.

Как сделать электронную подпись самому бесплатно

Перед тем как зарегистрировать ЭЦП в соответствующем центре, необходимо е создать. Для этого отлично подходят графические и текстовые редакторы. При минимальных умениях применения компьютера, сделать это можно бесплатно и самостоятельно. Все, что необходимо – наличие на ПК программы Microsoft Office с возможностью работы в Word. Алгоритм создания:

  1. Создайте новый документ.
  2. Поставьте курсор мыши в то место, где нужно начать писать текст.
  3. Во вкладке сверху «Вставка» перейдите на кнопку «Строка подписи Microsoft Office».
  4. Откроется дополнительное окно, где нужно заполнить поля.
  5. В результате получается строка с подписью, куда необходимо вставить ЭЦП.
  6. Откройте документ из выбранной папки и вставьте его в строку.

Перед тем как самостоятельно сделать ЭЦП в программе Word, ее необходимо создать в другом софте. Для этого подходят графические редакторы, например, Photoshop. Можно воспользоваться тач-падом на ноутбуке, чтобы нарисовать свою роспись и заключить ее в формат JPEG, чтобы в дальнейшем зарегистрировать в удостоверяющем центре.

Схема получения

Схема получения электронной цифровой подписи

Какие документы нужны для получения ЭЦП

Перед тем, как собрать документы и подать заявку в центр, необходимо понять, какой вид ЭЦП будет нужен. Как было сказано, различают несколько типов подписи:

Простая – подходит для ведения документов в организациях, но не является подтверждением неизменности бумаг. Такая подпись хорошо подойдет для работы с порталом Госуслуги.
Неквалифицированная – актуальна для обмена документами между несколькими участниками, которыми ранее было заключено соглашение об использовании данного средства идентификации. Такая ЭЦП вправе обеспечить неизменность документа и подтвердить юридическую его ценность.
Квалифицированная – применяется для налоговой при сдаче отчетности, а также для участия в электронных торгах.

По закону выдавать и создать ЭЦП может только удостоверяющий центр.

Чтобы оформить квалифицированную ЭЦП необходимо обращаться в аккредитованный для этих целей центр, тогда как первые два вида подписи можно получить в любом удостоверяющем центре.

Список документов, необходимых для создания и регистрации ЭЦП:

  • идентификационный номер ИП или юридического лица;
  • ОГРН – для юридических лиц;
  • паспорт обратившегося лица или ИП;
  • СНИЛС представителя или ИП;
  • выписка из ЕГРИП для ИП и выписка из ЕГРЮЛ для юридических лиц со сроком давности не более месяца.

По просьбе удостоверяющего центра могут потребоваться реквизиты организации – это необходимо для выставления счета на оплату.

Как получить ЭЦП физическому лицу через Госуслуги

Для физических лиц также предусмотрено получение ЭЦП с помощью подачи заявки. В заявлении обязательно указывается регион проживания соискателя. Физическое лицо заполняет анкету, после чего подготавливает документы и отправляет их в удостоверяющий центр. Необходимы такие документы и предметы:

  • регистрационная карта для получения ЭЦП и ключа подписи в 2 экземплярах;
  • ИНН – в 2 копиях;
  • копии основных страниц внутреннего паспорта;
  • флешка или диск;
  • конверт для хранения ключа.

Порядок получения ЭЦП физическим лицом через Госуслуги предусматривает выполнение нескольких операций. Для начала необходимо собрать и подать все документы в удостоверяющий центр на рассмотрение. Когда заявителю придет положительный ответ и подпись будет готова, необходимо подтвердить ее подлинность: сделать это можно через портал Госуслуги.

Для начала перейдите в информационно-справочный раздел, затем выберите вкладку «Подтверждение электронной подписи». На выбор будет предложено несколько вариантов, среди которых самым оптимальным является подтверждение через сертификат.

Нажав кнопку «Выбрать сертификат для проверки», загрузите файл с компьютера или внешнего носителя. Затем нажмите кнопку «Проверить» и ожидайте результата. Перед тем, как отправить файл на проверку, необходимо ввести код безопасности.

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Усиленная ЭЦП квалифицированного типа считается самым надежным средством для подтверждения подлинности ценных бумаг. Зачастую ее оформляют юридические лица или индивидуальные предприниматели. Чтобы получить подпись цифрового типа необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр и подать требуемые документы. Адреса таких центров представлены на сайте министерства цифрового развития и массовых коммуникаций РФ.

Если усиленную ЭЦП получает физическое лицо, то необходимо присутствовать лично. Также потребуется предоставить свой паспорт, СНИЛС. Для юридических лиц пакет документов иной:

  • учредительные документы организации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по месту жительства заявителя.

Готовый сертификат и ключ подписи в удостоверяющем центре должны записать на электронный носитель. Это может быть флешка или диск. Стоимость получения ЭЦП определяется в соответствии с регламентом удостоверяющего центра.

Плюсы квалифицированной ЭЦП

Электронные документы, подтвержденные с помощью цифровой подписи, имеют ту же ценность, что и информация на бумаге с росписью руководителя вручную. Наличие ЭЦП квалифицированного типа дает ряд преимуществ:

  • возможность взаимодействия с государственными органами;
  • получение государственных и муниципальных услуг;
  • построение документооборота на предприятии;
  • подача отчетности в налоговые органы.

Плюсы ЭЦП

Мнение эксперта
Алексей Матвеев
Эксперт нашего сайта. Опытный специалист в различных сферах сельского хозяйства, а также организации бизнес процессов.
Задать вопрос
Основной плюс ЭЦП – она создается с помощью криптошифрования, поэтому подделки исключены. Владелец может быть уверен в том, что документ будет юридически чистым и подтвержденным официально.

В каких сферах применяется ЭЦП?

Перед тем, как получить электронную подпись, важно удостовериться, так ли она необходима. Такое средство эффективно, если человек постоянно взаимодействует с различными государственными структурами, ведет документооборот. ЭЦП применяется в таких сферах:

  • электронная отчетность для контролирующих органов – сюда относят налоговую инспекцию;
  • электронный документооборот – для кадрового, организационного, внешнего и внутреннего обмена цифровыми бумагами;
  • госуслуги – чтобы отправлять документы в государственные ведомства, можно оформить ЭЦП и не посещать лично подразделения для получения услуг;
  • электронные торги – ЭЦП помогает официально заключать контракты, а также официально подтверждать ценность сделки;
  • арбитражный суд – цифровая подпись применяется в качестве доказательства при спорных моментах с документами.

Физическим лицам также удобно иметь личную ЭЦП – это помогает заверять документы, а также оказывать услуги удаленно. Такое средство подтверждения ценности бумаг можно оформить самостоятельно, обратившись в удостоверяющий центр в своем городе.

Ваш комментарий или вопрос

Ваш e-mail не будет опубликован.